
Robot
Складчик
- #1
[ММОМА] Лекция 9. Постсоветское в эпоху 90-х: от частных художественных практик к институциональным стратегиям [Кирилл Алексеев]
- Ссылка на картинку
История отечественного и зарубежного искусства XX века: параллели и пересечения
Курс Кирилла Алексеева приглашает взглянуть на искусство XX века как на единый, но многоголосый процесс, где отечественные и зарубежные направления постоянно вступали в диалог, спорили и обогащали друг друга. Лекции охватывают ключевые вехи — от фантазий о «дальних землях» в стиле ар-нуво начала века до критики глобализации и расцвета институций в 1990-е. Слушатели проследят, каким образом поиски художников, разделённых эпохой и географией, вступали во вневременный разговор.
Лекция 9. (Пост)советское в эпоху 90-х: от частных художественных практик к институциональным стратегиям
Начало 1990-х стало для российского искусства временем подлинного основания. Именно тогда происходило становление институций, открывались первые галереи и школы, готовившие художников и теоретиков нового поколения. На фундаментальном уровне развивался арт-рынок, переопределяя представления о системе искусства и способах функционирования художественного процесса. Фактически с нуля формировалась целая экосистема: легендарная галерея «Риджина» стала локомотивом нового рынка, запустилась международная ярмарка «Арт Москва», а в 1999 году открылся первый государственный музей современного искусства — ММОМА, созданный Зурабом Церетели.
Вместе с институциями перестраивалось само понимание искусства. Стремительное развитие рынка — появление первых аукционов и коллекционеров нового типа — меняло представление о ценности произведения, статусе художника и способах его выживания. Возникали острые вопросы атрибуции, сохранности (особенно для перформансов и инсталляций) и экспертизы. В ответ на эти вызовы формировался новый язык критики и теории, который создавали Виктор Мизиано, Екатерина Дёготь, Екатерина Бобринская, осмысляя специфику локального контекста в глобальном поле.
Важнейшей чертой эпохи стала мощная художественная самоорганизация, активно развивавшаяся за пределами Москвы. В Петербурге царили эстетика «Некрореализма» (Евгений Юфит, Владимир Кустов) и неоакадемизм Тимура Новикова и его «Новой Академии». Нижний Новгород, Урал и Новосибирск создавали собственные уникальные сцены, дополняя многоголосие десятилетия.
Лектор и автор курса - Кирилл Алексеев:
Кандидат философских наук, искусствовед, куратор. Преподаватель Школы экспертов и коллекционеров RMA, сотрудник кафедры кино и современного искусства факультета истории искусств РГГУ. В 2011 году — экспозиционер Премии Кандинского, участник экспертного совета. В 2010-2011 — номинант премии «Инновация», в 2012 – лауреат премии Курёхина в номинации «лучший кураторский региональный проект». С 2008-2013 работал в Государственной Третьяковской Галерее в отделе новейших течений в должности заместителя начальника отдела.
Лекции сопровождаются онлайн-трансляцией на платформе МТС Link.
Курс Кирилла Алексеева приглашает взглянуть на искусство XX века как на единый, но многоголосый процесс, где отечественные и зарубежные направления постоянно вступали в диалог, спорили и обогащали друг друга. Лекции охватывают ключевые вехи — от фантазий о «дальних землях» в стиле ар-нуво начала века до критики глобализации и расцвета институций в 1990-е. Слушатели проследят, каким образом поиски художников, разделённых эпохой и географией, вступали во вневременный разговор.
Лекция 9. (Пост)советское в эпоху 90-х: от частных художественных практик к институциональным стратегиям
Начало 1990-х стало для российского искусства временем подлинного основания. Именно тогда происходило становление институций, открывались первые галереи и школы, готовившие художников и теоретиков нового поколения. На фундаментальном уровне развивался арт-рынок, переопределяя представления о системе искусства и способах функционирования художественного процесса. Фактически с нуля формировалась целая экосистема: легендарная галерея «Риджина» стала локомотивом нового рынка, запустилась международная ярмарка «Арт Москва», а в 1999 году открылся первый государственный музей современного искусства — ММОМА, созданный Зурабом Церетели.
Вместе с институциями перестраивалось само понимание искусства. Стремительное развитие рынка — появление первых аукционов и коллекционеров нового типа — меняло представление о ценности произведения, статусе художника и способах его выживания. Возникали острые вопросы атрибуции, сохранности (особенно для перформансов и инсталляций) и экспертизы. В ответ на эти вызовы формировался новый язык критики и теории, который создавали Виктор Мизиано, Екатерина Дёготь, Екатерина Бобринская, осмысляя специфику локального контекста в глобальном поле.
Важнейшей чертой эпохи стала мощная художественная самоорганизация, активно развивавшаяся за пределами Москвы. В Петербурге царили эстетика «Некрореализма» (Евгений Юфит, Владимир Кустов) и неоакадемизм Тимура Новикова и его «Новой Академии». Нижний Новгород, Урал и Новосибирск создавали собственные уникальные сцены, дополняя многоголосие десятилетия.
Лектор и автор курса - Кирилл Алексеев:
Кандидат философских наук, искусствовед, куратор. Преподаватель Школы экспертов и коллекционеров RMA, сотрудник кафедры кино и современного искусства факультета истории искусств РГГУ. В 2011 году — экспозиционер Премии Кандинского, участник экспертного совета. В 2010-2011 — номинант премии «Инновация», в 2012 – лауреат премии Курёхина в номинации «лучший кураторский региональный проект». С 2008-2013 работал в Государственной Третьяковской Галерее в отделе новейших течений в должности заместителя начальника отдела.
Лекции сопровождаются онлайн-трансляцией на платформе МТС Link.
Показать больше
Зарегистрируйтесь
, чтобы посмотреть скрытый контент.