
Robot
Складчик
- #1
[ММОМА] Лекция 8. Вечное возвращение живописи в мировом искусстве 1960-1980-х: после поп-арта [Кирилл Алексеев]
- Ссылка на картинку
История отечественного и зарубежного искусства XX века: параллели и пересечения
Курс Кирилла Алексеева приглашает взглянуть на искусство XX века как на единый, но многоголосый процесс, где отечественные и зарубежные направления постоянно вступали в диалог, спорили и обогащали друг друга. Лекции охватывают ключевые вехи — от фантазий о «дальних землях» в стиле ар-нуво начала века до критики глобализации и расцвета институций в 1990-е. Слушатели проследят, каким образом поиски художников, разделённых эпохой и географией, вступали во вневременный разговор.
Лекция 8. Вечное возвращение живописи в мировом искусстве 1960-1980-х: после поп-арта и против искусства как товара
Выставка «Новый реализм» официально дала старт поп-арту, превратив банальные образы массовой культуры в предмет высокого искусства. Энди Уорхол со своими «Банками супа Campbell’s» моментально стал иконой эпохи потребления и бесконечной репродукции. Триумфальное признание поп-арта пришло в 1964 году, когда Роберт Раушенберг получил «Золотого льва» на Венецианской биеннале.
Но искусство не стоит на месте. В 1965 году выставка «Чувствительный глаз» в MoMA представила зрителю головокружительные оптические иллюзии оп-арта и кинетического искусства, исследовавшие восприятие зрителя параллельно с аналогичными экспериментами в Советском Союзе.
С 1970-х годов наступает время манифестов и теоретических прорывов. Документа-5 под кураторством Харальда Зеемана ставит «вопрос реальности» как центральную проблему искусства. Ги Дебор публикует «Общество спектакля», анализируя искусство в тисках медиа, а Эдвард Саид в «Ориентализме» радикально меняет взгляд на колониальное наследие и его репрезентацию в культуре. В 1977 году открывается Центр Помпиду — символ новой архитектурной эпохи high-tech и одновременно храм современного искусства.
1980-е приносят триумфальное возвращение живописи. Венецианская биеннале 1980 года вручает главный приз неоэкспрессионистам Ансельму Киферу и Георгу Базелицу. Уже в 1981 году берлинская выставка «Новые дикие» утверждает мощный, эмоциональный ответ концептуализму. Завершается эпоха сложным синтезом: выставка «Притворство и ирония» в MoMA (1984) представляет постмодернистскую живопись Дэвида Салле, а Венецианская биеннале 1985 года открывает экспозицию «Магический реализм», ознаменовавшую ренессанс фигуративности и новой чувственной образности в искусстве.
Лектор и автор курса - Кирилл Алексеев:
Кандидат философских наук, искусствовед, куратор. Преподаватель Школы экспертов и коллекционеров RMA, сотрудник кафедры кино и современного искусства факультета истории искусств РГГУ. В 2011 году — экспозиционер Премии Кандинского, участник экспертного совета. В 2010-2011 — номинант премии «Инновация», в 2012 – лауреат премии Курёхина в номинации «лучший кураторский региональный проект». С 2008-2013 работал в Государственной Третьяковской Галерее в отделе новейших течений в должности заместителя начальника отдела.
Лекции сопровождаются онлайн-трансляцией на платформе МТС Link.
Курс Кирилла Алексеева приглашает взглянуть на искусство XX века как на единый, но многоголосый процесс, где отечественные и зарубежные направления постоянно вступали в диалог, спорили и обогащали друг друга. Лекции охватывают ключевые вехи — от фантазий о «дальних землях» в стиле ар-нуво начала века до критики глобализации и расцвета институций в 1990-е. Слушатели проследят, каким образом поиски художников, разделённых эпохой и географией, вступали во вневременный разговор.
Лекция 8. Вечное возвращение живописи в мировом искусстве 1960-1980-х: после поп-арта и против искусства как товара
Выставка «Новый реализм» официально дала старт поп-арту, превратив банальные образы массовой культуры в предмет высокого искусства. Энди Уорхол со своими «Банками супа Campbell’s» моментально стал иконой эпохи потребления и бесконечной репродукции. Триумфальное признание поп-арта пришло в 1964 году, когда Роберт Раушенберг получил «Золотого льва» на Венецианской биеннале.
Но искусство не стоит на месте. В 1965 году выставка «Чувствительный глаз» в MoMA представила зрителю головокружительные оптические иллюзии оп-арта и кинетического искусства, исследовавшие восприятие зрителя параллельно с аналогичными экспериментами в Советском Союзе.
С 1970-х годов наступает время манифестов и теоретических прорывов. Документа-5 под кураторством Харальда Зеемана ставит «вопрос реальности» как центральную проблему искусства. Ги Дебор публикует «Общество спектакля», анализируя искусство в тисках медиа, а Эдвард Саид в «Ориентализме» радикально меняет взгляд на колониальное наследие и его репрезентацию в культуре. В 1977 году открывается Центр Помпиду — символ новой архитектурной эпохи high-tech и одновременно храм современного искусства.
1980-е приносят триумфальное возвращение живописи. Венецианская биеннале 1980 года вручает главный приз неоэкспрессионистам Ансельму Киферу и Георгу Базелицу. Уже в 1981 году берлинская выставка «Новые дикие» утверждает мощный, эмоциональный ответ концептуализму. Завершается эпоха сложным синтезом: выставка «Притворство и ирония» в MoMA (1984) представляет постмодернистскую живопись Дэвида Салле, а Венецианская биеннале 1985 года открывает экспозицию «Магический реализм», ознаменовавшую ренессанс фигуративности и новой чувственной образности в искусстве.
Лектор и автор курса - Кирилл Алексеев:
Кандидат философских наук, искусствовед, куратор. Преподаватель Школы экспертов и коллекционеров RMA, сотрудник кафедры кино и современного искусства факультета истории искусств РГГУ. В 2011 году — экспозиционер Премии Кандинского, участник экспертного совета. В 2010-2011 — номинант премии «Инновация», в 2012 – лауреат премии Курёхина в номинации «лучший кураторский региональный проект». С 2008-2013 работал в Государственной Третьяковской Галерее в отделе новейших течений в должности заместителя начальника отдела.
Лекции сопровождаются онлайн-трансляцией на платформе МТС Link.
Показать больше
Зарегистрируйтесь
, чтобы посмотреть скрытый контент.