
Robot
Складчик
- #1
[ММОМА] Лекция 3. Художественные сообщества России начала XX века. Споры о путях и формах 1910-х и 1920-х [Кирилл Алексеев]
- Ссылка на картинку
История отечественного и зарубежного искусства XX века: параллели и пересечения
Курс Кирилла Алексеева приглашает взглянуть на искусство XX века как на единый, но многоголосый процесс, где отечественные и зарубежные направления постоянно вступали в диалог, спорили и обогащали друг друга. Лекции охватывают ключевые вехи — от фантазий о «дальних землях» в стиле ар-нуво начала века до критики глобализации и расцвета институций в 1990-е. Слушатели проследят, каким образом поиски художников, разделённых эпохой и географией, вступали во вневременный разговор.
Лекция 3. Художественные сообщества России начала XX века. Споры о путях и формах 1910-х и 1920-х
Во времена расцвета авангарда сам термин «авангард» практически не использовался ни художниками, ни современными наблюдателями. Скорее говорили об оппозиционности искусства — «левых художниках», либо подчеркивали его новизну и устремлённость во время: «будущники», «будетляне», «футуристы».
Внутри авангардного движения существовали разные направления. В линии беспредметности можно выделить крайние позиции: от экспрессивной абстракции Василия Кандинского до строгого супрематизма Казимира Малевича. Одни художники стремились «переживать», другие — «строить». Михаил Филонов совмещал оба подхода, но его «строительный» метод был принципиально иным, чем у Малевича: если супрематизм исходил из геометрии прямой линии и квадрата, то Филонов развивал язык криволинейных, органических форм, близких к природе. Так формировался его «третий путь» — беспредметность, основанная на «природных ощущениях».
Наряду с беспредметными поисками существовала и иная линия авангарда: Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Павел Филонов и другие художники зачастую сохраняли связь с предметным миром, пусть и переосмысленным в новых формах.
Авангард — это не единый стиль, а целый спектр художественных языков и концепций, индивидуальных и коллективных. На лекции будут рассмотрены также эксперименты Михаила Матюшина и Елены Гуро, а позже — авангардные новации Эля Лисицкого.
Лектор и автор курса - Кирилл Алексеев:
Кандидат философских наук, искусствовед, куратор. Преподаватель Школы экспертов и коллекционеров RMA, сотрудник кафедры кино и современного искусства факультета истории искусств РГГУ. В 2011 году — экспозиционер Премии Кандинского, участник экспертного совета. В 2010-2011 — номинант премии «Инновация», в 2012 – лауреат премии Курёхина в номинации «лучший кураторский региональный проект». С 2008-2013 работал в Государственной Третьяковской Галерее в отделе новейших течений в должности заместителя начальника отдела.
Лекции сопровождаются онлайн-трансляцией на платформе МТС Link.
Курс Кирилла Алексеева приглашает взглянуть на искусство XX века как на единый, но многоголосый процесс, где отечественные и зарубежные направления постоянно вступали в диалог, спорили и обогащали друг друга. Лекции охватывают ключевые вехи — от фантазий о «дальних землях» в стиле ар-нуво начала века до критики глобализации и расцвета институций в 1990-е. Слушатели проследят, каким образом поиски художников, разделённых эпохой и географией, вступали во вневременный разговор.
Лекция 3. Художественные сообщества России начала XX века. Споры о путях и формах 1910-х и 1920-х
Во времена расцвета авангарда сам термин «авангард» практически не использовался ни художниками, ни современными наблюдателями. Скорее говорили об оппозиционности искусства — «левых художниках», либо подчеркивали его новизну и устремлённость во время: «будущники», «будетляне», «футуристы».
Внутри авангардного движения существовали разные направления. В линии беспредметности можно выделить крайние позиции: от экспрессивной абстракции Василия Кандинского до строгого супрематизма Казимира Малевича. Одни художники стремились «переживать», другие — «строить». Михаил Филонов совмещал оба подхода, но его «строительный» метод был принципиально иным, чем у Малевича: если супрематизм исходил из геометрии прямой линии и квадрата, то Филонов развивал язык криволинейных, органических форм, близких к природе. Так формировался его «третий путь» — беспредметность, основанная на «природных ощущениях».
Наряду с беспредметными поисками существовала и иная линия авангарда: Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Павел Филонов и другие художники зачастую сохраняли связь с предметным миром, пусть и переосмысленным в новых формах.
Авангард — это не единый стиль, а целый спектр художественных языков и концепций, индивидуальных и коллективных. На лекции будут рассмотрены также эксперименты Михаила Матюшина и Елены Гуро, а позже — авангардные новации Эля Лисицкого.
Лектор и автор курса - Кирилл Алексеев:
Кандидат философских наук, искусствовед, куратор. Преподаватель Школы экспертов и коллекционеров RMA, сотрудник кафедры кино и современного искусства факультета истории искусств РГГУ. В 2011 году — экспозиционер Премии Кандинского, участник экспертного совета. В 2010-2011 — номинант премии «Инновация», в 2012 – лауреат премии Курёхина в номинации «лучший кураторский региональный проект». С 2008-2013 работал в Государственной Третьяковской Галерее в отделе новейших течений в должности заместителя начальника отдела.
Лекции сопровождаются онлайн-трансляцией на платформе МТС Link.
Показать больше
Зарегистрируйтесь
, чтобы посмотреть скрытый контент.